Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Образование для леди
Anna_FostelsДата: Четверг, 24.03.2011, 16:02 | Сообщение # 1
искательница приключений
Группа: Администраторы
Сообщений: 154
Награды: 2
Репутация: 1
Статус: Offline
Обучение игре на музыкальных инструментах на протяжении веков было одним из факторов, из которых складывалось воспитание девушки из хорошей семьи.Данная подборка картина будет посвящатья как раз этому дамскому увлечению.В России ,например, к 18 веку в образовании женщин, в их внутреннем обустройстве был сделан грандиозный шаг вперед: необходимость соответствовать нравам новой культуры XVIII века. Женщина, чтобы блистать в обществе, должна была быть немного музыкантшей и певицей, немного танцовщицей и художницей, знать иностранные языки и прочее. Это выводило общество в целом на более высокий виток духовной эволюции. Воспитание девочек было полностью ориентировано на умение царить в обществе, так как без знания салонных искусств ни одна, даже самая красивая девушка, не могла рассчитывать на успех. Подобное обучение начиналось рано (в 4-5 лет), а в 12-13 лет девочки уже считались невестами. Большинство барышень учились дома, по большей части у заезжих учителей-иностранцев. Екатерина Дашкова пишет, что подобное обучение сводилось к знанию нескольких иностранных языков, музицированию и танцам. Она же считает, что при таком уровне воспитания о глубоком интеллектуальном развитии девушек в XVIII в. не могло быть и речи.
В 1688 г. в Лондоне вышла книга с запоминающимся названием: "Новогодний подарок для леди, или Наставление дочери". Ее автором был видный государственный деятель, королевский министр, публицист и просветитель маркиз Галифакс. Небольшая по объему книга очень быстро сделалась популярной: на протяжении XVII-XVIII вв. выдержала 25 изданий, была переведена на французский, голландский и другие языки, издана во многих странах Европы. Это была первая в истории страны книга, в которой рассматривались проблемы образования, досуга, брака и семейной жизни юных аристократок. Важное место отводилось их нравственному воспитанию. Хотя книга была адресована дочери Галифакса - Елизавете, ей суждено было стать руководством в жизни для многих юных аристократок. Это произведение было своеобразным "эталоном" дамского чтения как в Англии, так и за ее пределами.
Проблема образования и воспитания подрастающего поколения стала поистине животрепещущей в раннебуржуазном обществе Англии. XVII век в английской истории был судьбоносным, поскольку открывал собой начало новой цивилизации. Пережив две буржуазные революции - середины 40-х годов XVII в. и Славную революцию 1688-1689 гг., - страна из феодальной постепенно начала превращаться в капиталистическую. Коренные социально-экономические и общественно-политические изменения, происшедшие в результате этих революций, в значительной мере повлияли на духовное развитие нации, и в первую очередь на ее культурно-образовательный уровень. Раннебуржуазное общество нуждалось как в высокообразованной элите, так и в грамотных тружениках. Церковное образование с его устаревшими догмами и схоластическим учением уже не отвечало потребностям общества и потому было заменено светским.
Высоко оценивая роль воспитания и образования для подрастающего поколения, прежде всего для элиты общества, маркиз Галифакс считал первоочередным обучение юных аристократок, поскольку именно им предстояло в будущем растить и воспитывать детей. И от того, насколько образованной была мать, зависел во многом культурно-образовательный уровень ее детей - будущих граждан нового общества. Поэтому Галифакс, как высокопоставленный сановник, заботившийся о нуждах государства, разделявший к тому же просветительские убеждения, не остался равнодушным к проблеме женского воспитания и образования.


Настоящая леди даже в носу ковыряет в перчатках.
 
Anna_FostelsДата: Четверг, 24.03.2011, 16:18 | Сообщение # 2
искательница приключений
Группа: Администраторы
Сообщений: 154
Награды: 2
Репутация: 1
Статус: Offline
Женское образование в стюартовской Англии имело свою предысторию. Гуманизм XVI в. изменил средневековое отношение к женщине, по крайней мере к представительницам из высших социальных слоев. Впервые в истории мужчины признали необходимость женского образования. Большую роль в развитии теорий, обосновавших необходимость образования для женщин, внесли выдающиеся гуманисты Томас Мор, Луис Хуан Вивес и Эразм Роттердамский. Томас Мор (1478-1535), автор знаменитой "Утопии", дал классическое образование не только своему сыну, но и трем дочерям. Лучшие учителя обучали их латыни, греческому языку, философии, астрономии, математике. Великий гуманист также самолично контролировал обучение детей, инструктируя учителя дочерей: "На первом месте должна стоять добродетель, знания - на втором, а затем необходимо привить уважение, богопочитание, милосердие ко всем и христианское смирение". Мор был уверен в том, что умственные способности женщин ничуть не уступают мужским, а зачастую и превосходят их. Он недоумевал, почему образование не распространяется в равной мере на оба пола, и утверждал: если женщина по своей природе "строптива и порождает больше сорняков, чем плодов", то именно в силу недостаточного ее образования. Мор советовал "более старательно и усердно" заниматься образованием и наставлениями женщин.
Друг Томаса Мора Эразм Роттердамский (1466-1536) нередко гостил у него в доме. Знакомство с высокообразованными дочерьми Мора побудило Эразма написать трактат "Образованная юная леди", в котором он утверждал, что образование способно сделать из девушек добродетельных жен и матерей.
Заметный вклад в развитие традиции женского образования в Англии внесла первая супруга английского короля Генриха VIII Екатерина Арагонская. Она сама получила прекрасное образование при дворе своей матери - испанской королевы Иза-белы Кастильской и, когда у нее родилась дочь Мария (будущая королева Англии Мария Тюдор), пригласила к ней для последующего обучения испанского гуманиста Хуана Луиса Вивеса (1492-1550). Вивес написал ряд трактатов в защиту женского образования. Его "Наставление для христианки" выдержало 40 изданий и переводов на испанский, английский, голландский, французский, немецкий, итальянский языки.
В нем автор утверждал, что главное предназначение женщины быть хорошей женой и матерью и для этой рли девушек следует готовить заблаговременно. Их надо обучать чтению книг, содержащих "добродетельные наставления", произведений Платона, Цицерона, Сенеки. Говорил Вивес и о нравственном воспитании девушек. В работе "План обучения девушек" испанский гуманист давал конкретные рекомендации относительно того, чему и как обучать аристократок. Трактат послужил в дальнейшем для обучения других детей Генриха VIII, в частности Елизаветы Тюдор.


Настоящая леди даже в носу ковыряет в перчатках.
 
Anna_FostelsДата: Четверг, 24.03.2011, 16:22 | Сообщение # 3
искательница приключений
Группа: Администраторы
Сообщений: 154
Награды: 2
Репутация: 1
Статус: Offline
Произведения гуманистов оказали заметное влияние на формирование в Англии традиции светского образования женщин, которое заменило монастырское обучение аристократок. Этому же способствовала проведенная Генрихом VIII Реформация, положившая конец монополии церкви на образование. Интерес гуманистов к женскому образованию был обусловлен прагматическими целями. По их убеждению, образованная девушка, вышедшая замуж, становилась не только достойной спутницей супруга, но и его толковой помощницей, рачительной домоправительницей, а также добродетельной матерью, способной воспитать хороших детей. Но поскольку вся деятельность женщины ограничивалась в ту пору домом и хозяйством, то гуманисты не выказывали намерений предоставить ей такое же классическое образование, какое получал мужчина. Однако и среди англичанок XVI в. встречались высокообразованные дамы. По мнению американской исследовательницы Г. Смит, их было всего 15. В их число входили принцессы Мария и Елизавета Тюдор, придворные дамы - дочери аристократов Энтони Кука, герцога Сомерсета, а также дочери ученого Т. Мора. Все эти дамы умели не только читать на греческом и латинском языках, но и свободно изъяснялись на французском и итальянском, а также пели, танцевали, играли на лютне и спинете. Незаурядными способностями прославилась одна из придворных дам Джейн Грей. Уже в шестилетнем возрасте девочка изучила латынь, греческий, итальянский, испанский и французский языки. Спустя несколько лет она овладела еще и древнееврейским, древневавилонским и арабским языкамиРепутацией высокообразованной дамы пользовалась и сама королева Елизавета Тюдор. Будучи принцессой, Елизавета уже готовила себя к управлению страной и ежедневно по три часа проводила за изучением истории. Ее занятия включали также уроки астрономии, математики, логики, философии, архитектуры, поэзии. Она хорошо знала латынь и греческий, свободно изъяснялась на французском, испанском, итальянском языках. Став королевой, Елизавета пользовалась любой возможностью, чтобы поговорить одновременно с несколькими послами из разных стран, с каждым на его родном языке. Она много читала. Вместе со своим наставником, выдающимся педагогом Роджером Эшемом, перечитала все труды Цицерона, Ливия, а также древнегреческие трагедии и многочисленные религиозные трактаты. Утренние часы Елизавета посвящала чтению Нового Завета на греческом языке, затем переходила к Сократу и трагедиям Софокла. Она отличалась также способностями к музыке. По признанию Эшема, никто из женщин XVI в. не мог превзойти ее в знаниях . Кроме всего прочего, королева прекрасно вышивала, и в рукоделии, как и в искусстве писать письма, не знала себе равных.
Елизаветинский двор постепенно обретал черты неформального образовательного центра для аристократок. Женское образование рассматривалось как составляющая часть культуры Возрождения. Общество уважало образованных женщин и восхищалось их интеллектом. Годы правления Елизаветы Тюдор (1558-1603) историки окрестили "золотым веком" образованных леди .


Настоящая леди даже в носу ковыряет в перчатках.
 
Anna_FostelsДата: Четверг, 24.03.2011, 16:28 | Сообщение # 4
искательница приключений
Группа: Администраторы
Сообщений: 154
Награды: 2
Репутация: 1
Статус: Offline
Однако уже со второй половины XVI в. встал вопрос о необходимости более утилитарного образования для тех женщин, которые не принадлежали к высшему свету. В 1561 г. вышел из печати перевод трактата итальянского гуманиста Б. Кастильоне "Книга о придворном", в которой автор предлагал свету иной идеал женщины - домохозяйки и домоправительницы, не слишком усердной в грамоте, но зато искусной в музыке, танцах и рукоделии. И постепенно в общественном сознании англичан идеал образованной женщины был потеснен идеалом домохозяйки, во всем подчинявшейся супругу. Выдающийся немецкий гуманист Мартин Лютер (1483-1546) сформулировал идею о месте и роли женщины в обществе предельно кратко: она должна "оставаться дома, вести хозяйство и рожать детей" Этот постулат находился в полном соответствии с канонами протестантской религии. Протестантская церковь стремилась утвердить свои позиции в образовательной системе, в результате чего уровень женской образованности в стране заметно понижался. И если в XVI в. знание латыни или греческого, чтение в подлиннике произведений Платона и Аристотеля, по замечанию английского ученого Л. Стоуна, "добавляло шарма аристократке", то в конце XVII в. Платон уже мало кого интересовал. После королевы Елизаветы, ценившей образованных женщин, отношение к ним в обществе претерпело заметные изменения: вместо былого восхищения они стали подвергаться насмешкам.
В XVII в. женское образование чаще всего носило прагматический характер. Юных аристократок обучали тем предметам - музыке, пению, танцам, рукоделию, домоводству, а также азам чтения и письма на английском и французском, - знание которых могло оказать им реальную помощь в поисках спутника жизни. Графиня Ньюкасл, вспоминая годы молодости, писала о том, что важное место в ее обучении отводилось тому, что помогло бы привлечь потенциального жениха. При этом, подчеркивала графиня, мало внимания обращалось на то, как она преуспевала в обучении, и ее мать больше беспокоилась, чтобы дочь выросла скромной, честной, религиозной и добродетельной .
Примечательно, что пренебрежение к более серьезному образованию девочек отмечалось даже в королевской семье. Так, король Яков I довольно скептически отзывался об образованных женщинах. Он не пожелал, чтобы его дочери учили латынь, полагая, что "давать женщинам образование, все равно что обучать лисиц хитрости и изворотливости". В результате такого отношения к образованию дочерей даже его любимица - принцесса Елизавета, хотя и проявляла способности к науке, оказалась не слишком образованной. Большую часть времени девочка уделяла играм на свежем воздухе, охотилась с братом на лис, занималась спортом, увлекалась скачками. Ее знания ограничивались умением изъясняться по-французски и по-итальянски да пением и танцами. Внучка Якова I - принцесса Мария Стюарт, ставшая супругой английского короля Вильгельма Оранского, считавшаяся превосходно образованной женщиной, несмотря на свой интерес к архитектуре, садоводству, коллекционированию фарфора, вышивке, а также любовь к истории и поэзии, на деле плохо владела даже орфографией.
В национальной библиотеке Гааги сохранилось подарочное издание Библии, на титульном листе которого имеется надпись, сделанная рукой королевы, содержащая ряд орфографических ошибок. Не отличалась образованностью и младшая сестра Марии - последняя в династии Стюартов королева Анна. Ее познания в истории и географии, равно как в искусстве и литературе, были удручающими. Как отмечал британский историк К. Хибберт, речь королевы напоминала язык "безынициативной, лишенной каких-либо эмоций женщины". Королева оживлялась только тогда, когда подавали еду, и проявляла интерес к карточным играм и скачкам, а также любила подолгу беседовать о моде и превратностях погоды. Своей отменной памятью она пользовалась исключительно для того, чтобы запомнить придворный этикет. Занимая высший в государстве пост, королева Анна плохо понимала, что происходило в мире и в собственном королевстве.


Настоящая леди даже в носу ковыряет в перчатках.
 
Anna_FostelsДата: Четверг, 24.03.2011, 16:33 | Сообщение # 5
искательница приключений
Группа: Администраторы
Сообщений: 154
Награды: 2
Репутация: 1
Статус: Offline
Мнение о том, что женский удел - это дом и семья, было широко распространено в английском обществе XVII в. Идеальной считалась скромная, добронравная и молчаливая женщина, которая открывала рот только тогда, когда ее о чем-нибудь спрашивали. Разумеется, такой "идеал" не предусматривал классического образования для юных аристократок. Противниками классического образования девушек были в большинстве своем мужчины. Сэр Ральф Верней в 1652 г. настаивал, чтобы его 12-летняя крестница, дочь королевского лекаря, отказалась от намерений изучать латынь, древнееврейский и греческий языки, и советовал ей обратиться к более подходящим для девочек предметам. "Поверь мне, - писал он в письме к крестнице, - Библия с молитвенником и катехизис в изложении твоей матери, прочитанные и заученные, ценнее всего другого и более подходят твоему полу... Уверен, что твой будущий супруг будет со мною солидарен. В изучении же французского, конечно, стоит проявить усердие, чтобы для тебя стали доступными многие полезные книги по истории, а также романы, пьесы, поэзия и различные советы, необходимые для хорошей хозяйки". Впадая в крайность, некоторые мужчины даже заявляли, что образование женщин приведет их к "помрачению рассудка".
В рассматриваемое время в Англии бытовали и прогрессивные взгляды. Епископ Вернет, автор мемуаров эпохи Реставрации, высказывался в поддержку устройства "женских академий", предназначенных для образования и "религиозного уединения" аристократок. Сам он предпочитал общество женщин образованных, на одной из которых в конце концов и женился. Когда его супруга Маргарет Кеннеди скончалась, епископ написал о ней: это была "очень образованная дама, которая много читала, знала французский, итальянский, испанский языки, была знакома с классическими авторами римлян и греков, сама являлась прекрасным историком и хорошо разбиралась в современной политике". Вторая жена епископа, Мэри Скот также была женщиной неординарной. Она хорошо рисовала и музицировала, читала и бегло говорила на французском и голландском языках, неплохо разбиралась в вопросах религии. Все это не помешало ей оставаться доброй и заботливой матерью, нежной и любящей супругой, хорошей хозяйкой дома. Епископу Бёрнету суждено было пережить и ее. Наконец, третьей супругой епископа стала писательница, посвящавшая свои трактаты религии.
Недооценка обществом образования для юных англичанок привела к тому, что уровень образованности женщин в первой трети XVII в. заметно понизился. Образованными считались девушки, умевшие читать, писать, знавшие счет, зато хорошо вышивавшие и игравшие на струнных инструментах. Классическое образование явно "не вписывалось" в программу обучения аристократок. Причины такого отношения к женской образованности английская исследовательница С. Мендельсон усматривала в неравноправии полов. В те времена считалось общепринятым, чтобы женщина занимала подчиненное по отношению к мужчине положение, и такой взгляд распространялся не только на семейные отношения, но и на участие женщин в общественно-политической деятельности. Все женщины стюартовской Англии - как аристократки, так и простолюдинки - руководствовались тем же правилом "чести и стыда", что и их предшественницы эпохи Тюдоров. Идеал женской "скромности" и определял, на взгляд ученого, уровень образованности женщин, их манеру поведения, а также недостаточную степень свободы в выборе партнера по браку, ограниченную сферу деятельности и многое другое.


Настоящая леди даже в носу ковыряет в перчатках.
 
Anna_FostelsДата: Четверг, 24.03.2011, 16:35 | Сообщение # 6
искательница приключений
Группа: Администраторы
Сообщений: 154
Награды: 2
Репутация: 1
Статус: Offline
В XVII в. к домашнему образованию прибавилось обучение в частных пансионах. В первой половине столетия обучение девочек чаще всего происходило дома, под руководством родителей или гувернанток. Большинство просвещенных и высокообразованных женщин стюартовской Англии, имена которых сохранила история, - Люси Хатчинсон, Анна Финч, герцогиня Ньюкасл, Кэтрин Кокборн, Афра Бен, Дороти Осборн, Анна Клиффорд, Мэри Эвелин, Мэри Бойл, Маргарет Кавендиш - получили домашнее образование. Как правило, чтению, письму, рисованию, рукоделию и домоводству девочек обучали их матери. Дочери джентри, зажиточных купцов и предпринимателей обучались приходившими или проживавшими в доме учителями. Супруга члена парламента полковника Хатчинсона Люси Эпслей делилась воспоминаниями о том, чему и как ее обучали дома: "Поскольку моей нянькой была француженка, то я научилась говорить по-английски и по-французски одновременно. Когда мне исполнилось семь лет, восемь учителей стали обучать меня музыке, танцам, языкам, письму и рукоделию". Люси признавалась, что более всего ее интересовало чтение книг и что ее матушка беспокоилась, как бы это занятие не навредило здоровью дочери. Отец научил Люси латыни, в познаниях которой она вскоре превзошла своих братьев, обучавшихся в школе. "Что же касается музыки и танцев, - вспоминала Люси, - то я мало преуспела в них и никогда бы не стала играть на лютне или клавикордах, если бы не настояния моих учителей; рукоделие же я просто ненавидела". Супруг Люси оказался хорошим музыкантом, и сам учил своих детей музыке. По свидетельству Люси, он не жалел никаких средств для обучения как сыновей, так и дочерей.
Важную роль в домашнем воспитании дочерей играли их матери. Те из них, кто был обременен большим семейством, редко выбирались в столицу или бывали при дворе. Они считали для себя естественным оставаться дома, в провинции, чтобы заниматься с детьми, тогда как их мужья отправлялись по делам или развлечься в Лондон. Большое внимание матери уделяли и нравственному воспитанию, в особенности религиозным наставлениям.
Новшеством стало обучение в частных пансионах. Первые пансионы для девочек из "приличных семей" открылись в окрестностях Лондона еще в начале века. Ученицы в сопровождении гувернанток стали съезжаться в них со всех концов страны. Пансионы служили дополнением к домашнему образованию. Одна из первых феминисток Англии Батсуа Мейкин, считавшая "варварским обычаем унижение женщины", ратовала за такое же образование для женщин, какое получали мужчины. Она держала пансион в Пэтни, где обучала не только тому, что "соответствовало способностям леди", но также латыни, французскому, греческому, древнееврейскому, итальянскому, испанскому языкам, а для девушек, желавших продолжить образование, преподавали астрономию, географию, историю и арифметику.
К концу века частные школы, в которых обучались девочки от 5 до 16 лет, заняли прочное место в образовательной системе Англии. Такие учебные заведения появились во многих крупных городах страны. Путешествовавшая по стране молодая аристократка Силия Фьенс отмечала, что частные пансионы для девочек открылись в Шрюсбери, Лидсе, Манчестере и что они "очень хороши, почти, как и лондонские". В Хэкни действовало несколько женских школ, которые нередко называли "дамскими университетами", хотя таковыми они на деле и не являлись. Мемуарист эпохи Реставрации Сэмуэл Пипс, побывавший на богослужении в церкви в Хэкни, сделал запись в дневнике: "Я пошел туда, чтобы посмотреть на юных леди из этих школ, их там было много, и все прехорошенькие" .
Женские пансионы отличались от мужских как малочисленностью, так и сроками обучения - в ряде женских школ занятия ограничивались 20-30 днями. Наиболее фешенебельные пансионы, в которых чаще всего и обучались юные аристократки, назывались "академиями". Писатель и просветитель Даниель Дефо описал одно из таких заведений в "Очерке о проектах". В 1643 г. Первич открыла женскую академию в Пэтни, в которой на протяжении 17 лет ее существования получили образование 800 девушек. Их обучали 16 учителей. В академии имелся даже собственный оркестр из лютен и виол, которым руководила дочь хозяйки пансиона - Сюзанна Первич.
Существовали в Англии и религиозные школы, или диссентерские (сектантские) академии. К концу века их количество достигло 30. Примечательно, что среди учениц этих академий были не только дочери сектантов. Многие родители, придерживавшиеся государственной англиканской веры, отдавали предпочтение диссентерским академиям, поскольку в них больше внимания уделялось изучению точных наук, прежде всего математики, а также современным языкам. Одну из таких школ основал ученый из Кембриджа Николас Феррар. В молодости он посетил Голландию, Германию, Италию, Испанию, был избран в парламент. Когда же Николасу исполнилось 40 лет, он решил обратиться к религиозной деятельности. Вместе с родственниками открыл женскую школу, в которой обучали музыке, арифметике, письму, родному языку и латыни. Сами преподаватели объединились в небольшое научное общество под названием "Академия", в котором собирались для обсуждения научных докладов. Чаще всего на заседаниях дискутировалась проблема совершенствования морали. Дисциплина в их школе действительно была строгой, и потому многие называли ее "протестантской школой".


Настоящая леди даже в носу ковыряет в перчатках.
 
Anna_FostelsДата: Четверг, 24.03.2011, 16:48 | Сообщение # 7
искательница приключений
Группа: Администраторы
Сообщений: 154
Награды: 2
Репутация: 1
Статус: Offline
Обучение в женских пансионах было платным. Плата варьировалась в зависимости от местоположения школы, расходов на ее содержание, запросов владельцев пансионов, а также социального статуса родителей учениц. В женской академии мисс Френд в Стэпни за обучение брали 21 ф. ст. в год, а сэр Верней платил за образование своей крестницы Бетти 25 ф. в год.
Образовательный процесс осуществлялся двумя категориями преподавателей: учителями-англичанами и иммигрантами, бежавшими в Англию из-за религиозных преследований у себя на родине. Учителя-иммигранты обучали, как правило, иностранным языкам, музыке, танцам, различным видам ручных ремесел. К учителям предъявлялись строгие требования. К преподаванию, особенно в частных пансионах, стали допускать и женщин.
Большинство стюартовских дам не знало латыни, языка "профессионалов и теологов". Как отмечал английский ученый Р. Томпсон, латынь находилась "в переходной стадии". И, несмотря на секуляризацию образования, латынь не изучалась женщинами, поскольку в будущем они были лишены возможности участвовать в общественной или политической жизни общества, где знание латинского языка им могло пригодиться. Недостаточное внимание к обучению девушек латыни лишало их возможности получить образование в средней, или "грамматической", школе, служившей своего рода подготовительной ступенью для поступления в университет, так как обучение в средних школах и университетах в XVII в. велось на латинском языке. Все это привело, на взгляд Томпсона, к заметным различиям в культурном уровне мужчин и женщин, поскольку последние не получали классических знаний.
Много времени в женском образовании отводилось чтению. Сохранились имена наиболее активных "читательниц" эпохи Стюартов. Среди них была Люси Хатчинсон, которая признавалась, что улучала каждую свободную минутку, бросала все занятия, даже игры, чтобы только уединиться с книгой в руках. Другой любительницей чтения была дочь лорда Тэнфильда Элизабет. Мать строго обращалась с дочерью и не поощряла ее стремлений к чтению, хотя сама и научила Элизабет читать. В дальнейшем Элизабет уже самостоятельно, без помощи учителей изучила французский, испанский, итальянский, латинский языки. В более зрелом возрасте она занялась переводами с испанского, древнееврейского, перевела несколько работ Сенеки. Чтение всегда было любимым занятием Элизабет, однако мать лишала ее этого удовольствия, отбирая свечи. Когда 15-летнюю Элизабет выдавали замуж, то слуги предъявили ей счет на 100 фунтов за те свечи, которые приобретали для нее втайне от своей госпожи.
Однако большинство юных девушек отдавало предпочтение французским романам.Чтение многих дам носило бессистемный характер. Нередко в домашних библиотеках на книжных полках рядом с Библией и молитвенником соседствовали поэтические произведения и сочинения классиков.
Образование девушек из аристократических семей иногда завершалось путешествиями за границу, где они могли поближе познакомиться с историей, культурой, архитектурой, достопримечательностями и обычаями других стран. Силия Фьенс с 1687 по 1702 г. совершила серию путешествий по городам Англии, Шотландии и Уэльса. Впечатлениями она поделилась в книге, в которой всем советовала больше путешествовать по родной стране. Знакомство с достопримечательностями родного края, считала Силия, "позволит узнать больше о своей стране и научит гордиться ею, а не заморскими странами"
Качество женского образования заметно ухудшилось после Реставрации 1660 г., когда в обществе появилось немало знатных "пустышек", занятых исключительно "наведением глянца и прихорашиванием" собственной персоны. Об удручающе низком образовательном уровне женщин в ту пору писал английский историк XIX в. Т. Маколей. Он отмечал, что в эпоху Реставрации "образование женского ума... было почти в совершенном пренебрежении". Жены и дочери помещиков читали лишь молитвенники и рецептурные книги, а если девушка обладала хотя бы малейшими познаниями в литературе, то на нее смотрели как на чудо.
Маколей отмечал, что нравственность при дворе совсем не почиталась. Напротив, ее стали стыдиться. Придворные дамы умели строить глазки и сладострастно танцевать, вести бойкие беседы и шалить с камергерами и гвардейскими капитанами, распевать стишки с двусмысленным содержанием и щеголять по залам королевского дворца, переодевшись в пажеское платье. И такие дамы имели больше шансов найти себе поклонника, богатого и знатного мужа либо удостоиться королевского внимания. В таких условиях, констатировал Маколей, "уровень женского образования был низок, и опаснее было стоять выше этого уровня, нежели ниже его. Крайнее невежество и легкомыслие считались в даме менее неприличными, нежели легчайший оттенок педантства".
Активным сторонником повышения образовательного уровня аристократок был и писатель-сатирик Джонатан Свифт. Он обладал небольшим педагогическим опытом, поскольку самолично занимался обучением двух воспитанниц - Эстер Джонсон и Эстер Ваномри. Свифт написал также два трактата: "Об образовании леди" и "Письмо к очень юной леди по поводу ее замужества". Свифт обращал внимание на то, что в обществе прочно утвердилось мнение, будто главной целью брака является продолжение рода. Коли это так, то первейшей обязанностью женщины должны быть рождение детей и уход за ними. Таким образом, главное предназначение женщины быть супругой, матерью и домохозяйкой. Считается, продолжал Свифт, что чтение книг, за исключением тех, которые имеют отношение к религии или домоводству, "может вызвать помрачение рассудка женщины", что "все эти пьесы, романы, любовные поэмы способны только обучить их интриге, а все знания, за исключением домоводства, сделают их тщеславными, самодовольными, лицемерными".
Свифт подчеркивал, что муж опасается образованной супруги, поскольку убежден, что, научившись самостоятельно мыслить и рассуждать, та начнет презирать его, а уважать будет "самодовольных типов, которые набрались знаний в книгах". Между тем, сетовали отцы семейств, домашние дела и воспитание детей будут заброшены подобными любительницами чтения. Такое отношение общества к образованию женщин, на взгляд Свиф-та, приводило к самым плачевным результатам. В трактате "Письмо к очень юной леди по поводу ее замужества" он писал: "Вряд ли отыщется одна из тысячи дочерей джентльменов, способная читать или понимать свой родной язык или судить о самых простейших книгах, написанных на нем. Неудивительно, ведь их не обучали ни в детстве, ни в более зрелом возрасте".
Свифт возмущался тем, что молодые девушки вместо того, чтобы учиться, растрачивают свою жизнь попусту: в тщетных попытках понравиться мужчинам, в визитах, карточной игре, примерке нарядов.


Настоящая леди даже в носу ковыряет в перчатках.
 
Anna_FostelsДата: Четверг, 24.03.2011, 16:56 | Сообщение # 8
искательница приключений
Группа: Администраторы
Сообщений: 154
Награды: 2
Репутация: 1
Статус: Offline
С критикой "женских академий" - частных пансионов - выступил автор "Басни о пчелах" философ и сатирик Бернард Мандевиль. В трактате "Разоблаченная девственница" он так охарактеризовал пансионы: "Там обучат пению и танцам, дадут рекомендации насчет умения одеваться, утонченных манер и благовоспитанности. Но все это касается тела, ум остается в пренебрежении". Сами воспитанницы, на взгляд просветителя, проводят время в праздности и безделии, ухаживают лишь за своими руками, не расстаются целый день с драченами и ватрушками и томятся от отсутствия мужчин. Некоторые из них хитры и лукавы, большинство распутны. Когда же они повзрослеют, то окажется, что их головы заполнены такой чепухой об ухаживании и любви, что поневоле удивишься, если они, едва выйдя из пансиона, не сбегут с первым встречным мужчиной .
Активно пропагандировали женское образование сатирико-нравоучительные журналы "Тэтлер" ("Болтун") и "Спектейтор" ("Зритель"), которые издавались журналистами-просветителями Р. Стилем и Дж. Аддисоном. "Всеобщая наша ошибка в воспитании детей, - писал в "Спектейторе" Ричард Стиль, - заключается в том, что относительно дочерей мы заботимся об их наружности и пренебрегаем их умом, относительно же сыновей мы с таким упорством стараемся украсить их ум, что совершенно пренебрегаем их телом". Аддисон считал, что представительницы прекрасного пола должны уделять внимание не только нарядам и развлечениям, но и чтению различных книг.
К существовавшей системе женского образования журналисты относились довольно критически. Они полагали, что недостаток образования плохо влияет на характер женщины, ее вкусы и привычки. Аддисона возмущало пустое времяпрепровождение аристократок. Он высмеивал женские наряды, пристрастие отдельных дам к порокам сильного пола: карточной игре, вину, табаку. Смешным и нелепым ему представлялось следование некоторых щеголих французской моде, а также бессмысленные и пустые разговоры, которые вели дамы света: "Заведите речь о чете молодоженов, и вы тут же узнаете, есть ли у них карета шестерней и серебряный сервиз; упомяните отсутствующую даму, и в девяти случаях из десяти вам сообщат что-нибудь о ее нарядах. Бал дает немалую пищу болтовне, день рождения обеспечивает целый год предметами для толков".
Не ограничиваясь критикой различных недостатков представительниц высшего света, Стиль и Аддисон стремились в какой-то мере руководить воспитанием и образованием юных дам. Они и журналы свои считали полезнее всего для прекрасного пола. Журналисты предприняли попытку составить список тех книг, которые были необходимы для женского чтения, давали различные советы относительно манер поведения юных дам в обществе, их нарядов, занятий, делились своими соображениями о любви, семейном счастье, супружеской верности. Просветительские журналы сыграли важную роль не только в пропаганде женского образования, но и оказали заметное влияние на формирование нравственных принципов молодых англичанок.
Воспитательно-образовательный процесс находился в прямой зависимости от влияния общественного мнения, которое формировало женский "идеал". Этот идеал не был статичным, он менялся на протяжении столетия: мать семейства в раннестюартовской Англии, легкомысленная "пустышка" в "безнравственный век" Реставрации, образованная и воспитанная леди в эпоху раннего Просвещения. Именно просветители сыграли важную роль в деле пропаганды идеала образованной женщины. Своими произведениями, а также проектами реформ они внесли весомый вклад в становление женской образовательной системы раннебуржуазной Англии.



Настоящая леди даже в носу ковыряет в перчатках.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: